Казино Монте-Карло, Монако

  • Pl du Casino, Монако
  • Телефон: 3779216 20 00
  • В любой день с 9.00 до 12.30 можно совершить экскурсию по одному из старейших и самых респектабельных казино мира, имеющему богатую историю и традиции.
  • Билет: €10, 6-12 лет €7

Практически все известные в прошлом и настоящем люди удостоили это место своим присутствием и своими капиталами, порой весьма немалыми. Именно с казино в Монте-Карло начала развиваться индустрия азартных игр, довольно быстро захлестнувшая весь мир. На рубеже XIX-XX вв. казино было не только туристическим, но и политическим, и экономическим центром княжества. Благодаря его доходам росли города и обеспечивалась независимость государства — так как во Франции игорные дома были запрещены, то присоединение к ней Монако должно было повлечь за собой закрытие казино в Монте-Карло, но этого не случилось. Когда строился игорный дом, земля в Монако стоила копейки, а сейчас, во многом благодаря казино, это самая дорогая территория на свете.

Принц Карл III Гонорий вложил в свою идею быстрого обогащения посредством устройства грандиозного казино все деньги, полученные в 1860 г. от французов в качестве компенсации за отказ от притязания на соседние территории. Есть версия, что другие инвестиции поступили через секретные каналы российского Министерства иностранных дел.

Руководил «раскруткой» казино Франсуа Блан, профессионал высокого класса, реализовавший подобный проект в Германии. Выкупив концессию на игорный бизнес в Монако на 50 лет, он начал с того, что проложил железнодорожную ветку через Альпы и построил пристань, сделав это место легко доступным для туристов. Казино окружили шикарные отели, рестораны, парки.

Здание, открытое в 1863 г., почти полностью уничтожил пожар; остался лишь игровой зал, превращенный после реставрации в огромный двухъярусный вестибюль с 28 колоннами, через который сейчас проходит каждый посетитель.

Для восстановления Блану удалось заполучить одного из лучших архитекторов того времени — автора парижской Оперы Шарля Гарнье. К 1878 г. Гарнье построил великолепный дворец, в котором расположились казино и оперный театр. Мраморные колонны, лепнина, витражи, зеркала, люстры в роскошных залах являются лучшими образцами французского искусства XIX в.

Читайте также  Эз. Лазурный берег Франции

Из вестибюля двери распахиваются в салон «Европа». С потолка, украшенного барельефами и фресками, свисают 8 люстр из богемского хрусталя, каждая весом 150 кг. Играют здесь в рулетку и в 30/40. В блэк-джек, европейскую и английскую рулетку, 30/40, крэпс, пунто банко и кости играют в залах «Ампир», «Медесан» и «Тузе», объединенных под общим названием салон «Приве». Эти залы выдержаны в более строгих тонах. Залы игровых автоматов — Розовый салон и Белый зал — не уступают в роскоши другим, хотя и имеют вполне современную «начинку»: электронные рулетки, видеопокер, слот-машины. Здесь же можно увидеть самые первые аппараты. Вместе со старинными фишками они составляют небольшую музейную экспозицию. Стены всех салонов увешаны картинами, каждая имеет свою историю, как, например, полотно «Грациозные флорентийки» (или «Портрет красавицы Отеро»). В начале XX в. мадемаузель Отеро кружила головы многим богатым и знатным людям, приезжавшим в Монте-Карло. Сам принц Уэльсский, пытаясь завоевать ее расположение, угощал куртизантку устрицами с настоящими жемчужинами внутри. Отеро частенько посещала казино, была азартна и нередко играла в долг. В один прекрасный день, когда он стал слишком велик, управляющий предложил списать долг Отеро за ее согласие позировать художнику для картины, которая останется в казино. С тех пор красавица и две другие девушки, тоже, видимо, любившие посидеть за рулеткой, украшают стену Белого зала. Сама легендарная авантюристка еще долго вдохновляла мужчин на творческие порывы, любовные страсти и финансовые растраты. Она прожила длинную и яркую жизнь, промотав свои бесчисленные драгоценности, и умерла в одиночестве в бедной парижской квартирке в возрасте 92 лет в 1964 г. Правда и смерть ее была «яркой» — рукав пеньюара Отеро вспыхнул от огня газовой плиты, когда она готовила утренний кофе. За стенами дворца казино посетители полностью скрыты от внешнего мира слоями аккуратности, вежливости, чопорности и молчаливости. Служители в форме прохаживаются по залам, следя за порядком и соблюдением правил. Кроме этого, кажущиеся архаичными игровые залы оборудованы современной электроникой — выпавшие на рулетках номера высвечиваются на табло, возвышающихся над столами, а каждое движение играющих записывается камерами, вмонтированными в люстры. Если игрок будет пойман на мошенничестве, двери в любое серьезное казино мира закроются для него навсегда. Не забывайте, что каждый посетитель персонифицирован: когда Вы предъявили на входе паспорт, его данные занесли в общую компьютерную базу. Казино бывало свидетелем трагедий и радостей высшего порядка, когда проигравшие пускали себе пулю в лоб или бросались в море с отвесной скалы, а выигравшие превращались на некоторое время в невменяемых.

Читайте также  Справки. Информация

Русские всех сословий, наезжавшие в Монте-Карло, просаживали здесь свои состояния. Не случайно первая гостиница при казино называлась «Ля Рюсси». Если бы не впечатления, полученные от игры, возможно никогда не появилась бы у Чехова новелла «Рассказ незнакомца», рассказ «Система» и главы «Лазурного Берега» у Куприна, стихотворение «Монте-Карло» у Маяковского. Здесь ставили на рулетку теоретик театра Немирович-Данченко в 1897 г., революционный поп Гапон в 1905 г., актер и певец Владимир Высоцкий в 70-х гг. XX в.

Про русских рассказывают, что однажды группа эмигрантов решила по-крупному «сорвать банк». Один из них, математик, выбрал свою теорию вероятности выигрыша в рулетку, для чего перелопатил всю статистику выпадания номеров за несколько лет. Нашел спонсоров и исполнителей и приехал в Монте-Карло за деньгами. Играли по сложной схеме за несколькими столами. Они рассчитывали за месяц опустошить кассу казино, но уже через неделю сами остались без гроша.

Оперный театр, называемый залом Гарнье, самый красивый из залов казино. Парижской Опере он уступает только размерами; золота, красного бархата, барельефов, фресок и скульптур ничуть не меньше. В этом зале пел Энрико Карузо. Федор Шаляпин, приглашенный первый раз в 1905 г., выступал здесь 9 сезонов подряд. Именно Монте-Карло прославило на весь мир русский балет — на сцене зала Гарнье труппа Сергея Дягилева танцевала в 1911 и 1929 гг. Здесь состоялась премьера «Видения розы» с Нижинским и Карсавиной в главных партиях (хореография Фокина, декорации Бакста).

В 1932 г. здесь был создан Русский балет Монте-Карло, возглавили его Рене Блюм и Василь де Базиль, хореографией занимались Жорж Баланчин и Масин. В 1936 г. после отъезда полковника де Базиля Русский балет пригласил Фокина. С балетом сотрудничали Анри Матисс, нарисовавший эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Красное и черное» Д. Шостаковича, и Жан Кокто.

В 1986 г. в зале Гарнье состоялась премьера оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в постановке Г. Вишневской и М. Ростроповича. Их связывала долголетняя дружба с принцессой Монако Грейс. Она питала особую любовь к русскому искусству, и среди ее друзей были также Марк Шагал, Гала Дали (жена Сальвадора Дали), Рудольф Нуриев, Майя Безобразова. Может быть поэтому посмертный портрет Грейс был заказан русскому художнику, живущему в Монако, Георгию Шишкину.